Одной из самых интересных инициатив этого года, касающихся сфер бизнеса, стал проект закона "О государственном и муниципальном контроле", создание которого поручил Правительству РФ Президент Владимир Путин.
Этот законопроект получил массу внимания и комментариев, прежде всего из-за существующих трудностей, связанных с контролем надзорной деятельности для предпринимателей. По статистике, на сегодняшний день существует порядка 200 контрольных органов, выполняющих суммарно более 235 функций, связанных с надзорным контролем. Цифры не велики, но зачастую деятельность проверяющих органов дублируется. Одна из целей модернизации системы контроля за надзором – устранение такого дублирования однотипных проверок, совершаемых различными надзорными органами. Для создания четкой регламентации этой деятельности и планируется введение нового закона "О государственном и муниципальном контроле".
Его целями станут:
- Построение прозрачной и удобной системы взаимоотношений власти и граждан в сфере бизнеса;
- Поощрение добросовестной конкуренции;
- Определение функций и полномочий органов государственного и муниципального контроля, повышение их эффективности;
- Эффективное использование бюджетных средств.
Экспертный совет при Правительстве РФ предложил сменить схему контроля субъектов и определить ее с помощью риск-ориентированного подхода: степень контроля будет соотноситься со степенью угрозы безопасности для населения и экологии. Предлагается условно разделить предприятия на три типа. Субъекты низкого и среднего уровня опасности могут передаваться в ведение региональных органов контроля. Субъекты высокого уровня опасности будут продолжать контролироваться на федеральном уровне.
Экспертный совет при правительстве также принимает участие в вопросах делегирования контрольных полномочий в регионы. Планируется провести апробацию отдельных государственных надзорных функций в ряде регионов на местах, а затем постепенно полностью перевести полномочия.
В настоящее время риск-ориентированный подход внедряется уже более чем в 10 сферах. Практика показала, что согласно такому подходу в категории особо опасных и опасных попадает порядка 2% предпринимателей.
Остальные предприниматели распределяются по категориям средней и низкой опасности примерно поровну – 1 к 1. Это означает, что для 50%-60% предпринимателей контроль значительно упростится. Основная задача перехода на риск-ориентированный подход: с одной стороны, чтобы проверки были более эффективными, с другой стороны – их было бы меньше и они доставляли бы меньше хлопот предпринимателям. И эти изменения планируются уже в ближайшем будущем.